Zима и Vольво: Выбираем смазку для уплотнителей дверей
С погодой в этом году непонятно что происходит… На Новый год дождь и потом ещё неделю плюсовая температура даже ночью. А утром 9 января я не смог открыть задние двери, как будто сваркой заварили — ночью было минус 8. Не подмажешь — не откроешь.
На примере других вот как то так примерно:
www.drive2.ru/l/490389333887418591/
www.drive2.ru/l/490000656526999869/
Но давайте начнем по-порядку, пройдём по логической цепочке и сделаем это так, что бы было понятно всем раз и навсегда.
У Volvo XC60 по верху дверей идёт двойной резиновый уплотнитель с ворсом, т.н. «бархотка». Зачем? Всё очень просто. Производитель понимает, что двери у XC60 очень тяжелые, а автомобиль позиционируется как достаточно комфортный (маркетологи называют такие «премиум») и снабдил их (двери) бархотками — что бы резинки не скрипели на каждой кочке и при этом не давали воде затекать сверху к внутреннему уплотнителю (проёма).
Но, как говорят в народе, каждая палка о двух концах. Всё хорошо с такими уплотнениями, но зимой, если днём тепло, то подтаявший снег превращается в воду, которая стекает за уплотнитель и задерживается между ворсинками бархотки, а ночью от морозца вода замерзает, расширяется и распирает ворсинки не давая воде стечь, удерживая воду на бархотках (если ещё не замерзла) что впоследствии цеметирует контакт между уплотнителем и кузовом и не позволяет сколоться льду от приложения усилия при открывании двери. Проблема присуща в основном только задним боковым дверям — там уплотнитель почти горизонтально расположен и вода вообще не стекает, у передних боковых уплотнитель расположен с наклоном по верхнему профилю двери и вода спокойно стекает по внутреннему безворсовому водосточному каналу между бархотками. На задних канал есть, но нет наклона.
Автовладельцы используют следующие виды смазок:
1. Силикон. Всем известный.
Все силиконовые смазки обладают следующими свойствами:
Высокая адгезия (способность прилипать к поверхности), гидрофобность (отлично вытесняет воду и защищает от коррозии), эластичность, отличные антифрикционные свойства, отсутствие цвета и запаха, способность сохранять перечисленные выше свойства в диапазоне температур приблизительно от -50°С до +200°С.
При нанесении на поверхность смазка образует сплошной полимерный слой, придающий отличные водоотталкивающие свойства и повышает скольжение.
Я взял лучшего представителя — Liqui Moly Silicon-Spray (3955). В баллоне с распылителем. Обильно обработать каждую ворсинку поможет баллон с сильным напором силикона. Чем хорош баллон? Для мелкодисперсного распыления силикон там разжижен бензинами/растворителями, а газ выталкивает разжиженный силикон под большим давлением и загоняет в мельчайшие поры и уголки, выбивая из-под себя воду (если поверхность до нанесения была влажная). Бензин потом испаряется и на поверхности остаётся тонкая «скользкая» плёнка силикона. Очень удобно обрабатывать труднодоступные, сложные поверхности, скрытые полости, с шероховатой структурой (для заполнения и выравнивания их силиконом). Но фишка Liqui Moly 3955 в наличии небольшого тонкого носика для распыла — тем самым силикон разбрызгивается не хаотично во все стороны и под большим углом, а чётко в нужное место и нет необходимости прикрывать стекла и другие смежные поверхности от забрызгивания.
Минус в спрее вижу только один: после обработки и испарения растворителей-разжижителей остаётся очень тонкая плёнка силикона. Нужно несколько раз обрабатывать, создавая всё более и более толстый слой силикона на поверхности, иначе от трения уплотнителя о кузов силикон быстро истирается (вытесняется давлением).
Силикон в виде густой смазки. Это уже лучше, т.к. наносимый слой силикона сразу больше, но менее удобно наносить и обрабатывать. Например, шариковый аппликатор типа 3ton очень неудобен, не подлезть в узкие места, много вытекает, если упадёт — через шарик всё вытечет (разжижен бензином?), пока обработаешь уплотнитель — сам весь уделаешься, и на морозце шарик замерзая плохо вертится, поверхность контакта мала. Здесь в качестве густой смазки мне понравился опять же Liqui Moly Silicon-Fett в тюбике с аппликатором-губкой — очень удобно: в любой мороз давишь сколько нужно (визуально контролируя) и губкой (с большой площадью контакта с поверхностью) распределяешь, при необходимости можно на палец выдавить и куда-то «напихать» смазку.
Огромный плюс силикона — можно наносить при любой температуре, даже значительно ниже нуля. Запомним это замечательное свойство.
2. Вазелин, глицерин и прочие натуральные масла.
Не получили распространения в России из-за плохой стойкости к температурам — очень сильно густеют даже при слабеньком морозце, плохо наносятся, сгустками, твердея плохо сцепляются при этом с поверхностью. При нанесении нужно тепло — и сама смазка должна быть тёплой и обрабатываемая поверхность (уплотнитель) тоже.
Например, я использовал карандаш Sonax 499100 GummiPflegestift — в составе карандаша вазелин и олений жир.
Даже, если при околонулевой температуре отогреть карандаш в руке — на холодной резинке этот вазелин будет как воск. Ну очень неудобно. Производят такие непопулярные у нас препараты в основном немецкие производители типа Sonax и Ravenol. Кстати, Ravenol Glycerin Stift, в отличие от Sonax, содержит глицерин.
При этом, эти аппликаторы при намного меньшем товарном объёме дороже силикона. Зато на бархотке склеит все ворсинки как воск толстым слоем. Как пластилином замажет. Но, повторюсь, при низких температурах замерзает, тяжело и неравномерно наносится. Пластилин.
Огромный минус глицерино-вазелинов — невозможно наносить при низкой температуре, даже около нуля. Запомним это неподходящее нам свойство.
3. Прочие бытовые средства.
Самые экономные и скупые (чаще европейцы, конечно же) используют средства для обработки обуви (защита от воды нубука и замши) — это, например, такие как Salton и прочая обувная и одёжная хрень. Очень дёшево, т.к. самое дорогое там как правило — это сама губка и коробка, а не средство. Рабочего активного средства там кот наплакал, концентрация очень мала.
Смотрим состав у бытовых губок для обуви и т.п.:
Например, в Amway силикон и вазелин. В Salton норковое масло и воск в небольших количествах, основное средство силикон. В Ашановских губках только силикон, но сколько его там?
По сути, в составе сильно разжиженный микс из силикона/вазелина/масла в небольших количествах. Бытовой микс из остатков производства. Чистая силиконовая смазка (см. п.1) намного лучше.
4. Самое лучшее средство — это на базе PFPE-смазки. PFPE-смазка — считается как самая продвинутая синтетическая смазка. Например, это Carbaflo XTR5F-80 и KSP105 от Fuchs или DuPont Krytox GPL105 — лучшая стойкость. Но дорого. Порядка от 20-45 долларов за 1 грамм.
Отличительные особенности этих смазок. По сути, это как силикон, только более стойкий. Поэтому многие автопроизводители (особенно — премиум сегмент) производят (заказывают производство в основном у DuPont или Fuchs) свои фирменные оригинальные смазки для обработки уплотнителей и «антискрипа» именно на базе PFPE-смазок.
Например, у Land Rover оригинальная смазка для уплотнителей (и антискрипа пластика) на базе PFPE — с артикулом CYK500010 весом 20 г. (это аппликатор на базе Carbaflo XTR5F, которую выпускает для LR Fuchs), а BMW с артикулом 83230309627 и весом 56 г. — это смазка Carbaflo KSP 105 и стОит она аж 2600 руб. А DuPont свою PFPE-смазку Krytox выпускает для BMW, Honda, Mercedes-Benz, Ford, GM, Opel, Jaguar, Fiat-Chrysler.
Я приобрёл 3 разных средства и нанёс их небольшими участками на кусок резинового уплотнителя и бархотку одной из дверей.
Слева направо равными частями:
Первый идёт спрей-силикон (обычным одним слоем по-пшикал) > потом пару сантиметров необработанной бархотки (чтобы отделить участки друг от друга) > далее вазелиновый карандаш Sonax GummiPflegestift > ещё пару сантиметров необработано > PFPE-смазка LR CYK500010 > и последняя часть необработанная до самого конца бархотка как есть.
Наблюдал за этим уплотнителем недели три, за это время были и дожди и мороз и даже автомойка — т.е. обычная эксплуатация. А в один из дней я не смог утром открыть необработанную заднюю боковую дверь — примёрзла бархотка.
Не буду выносить вам мозг всеми подробными наблюдениями и впечатлениями. Постараюсь быть кратким:
1. Спрей силиконовый — вещь одноразовая, довольно быстро исчезает с обработанной поверхности. Уж не знаю из-за чего и почему: то ли от частого трения истирается, то ли вода вымывает, то ли плёнка тонковата, то ли просто испаряется. Разово после мойки (выбить воду) или перед ожидаемым морозом обработать — нормально.
2. Смазка (густая) силиконовая — это уже намного лучше. Если толстым слоем. Но идеально только в тех местах, где ни одеждой ни руками не касаемся — смазка может испачкать. Для бархотки на верхней части дверей ХС60 — это самый оптимальный (цена/качество) вариант. На других уплотнителях малопригодна — жирной смазкой можно испачкаться.
3. Вазелин — самая лучшая защита ворсистого уплотнителя. Но при этом хуже всех наносится, очень сильно заметна после нанесения. Дубеет на морозе. С гладких поверхностей (типа ровного резинового уплотнителя) при морозе даже отпадает (как затвердевший воск с пальцев).
4. PFPE-смазка. По ощущениям я бы назвал это смесью вазелина с силиконом. Тот самый идеал для любых уплотнителей на все случаи жизни. Более стойкий к истиранию и испарению, чем силикон. На морозе остаётся жидким. Не нужно наносить очень жирно, расход меньше чем у силиконовой смазки. Если силиконовая смазка по консистенции как герметик, то PFPE-смазка — как подсолнечное масло. При тёплой погоде, почему-то только на участке бархотки с этой смазкой — собрала на себе как магнитом всю воду с уплотнителя — это визуальные впечатления. В действительности, предполагаю, что смазка как герметик перекрыла движение воды, а при открывании двери вода полилась в месте перекрытия, т.е. по смазке.
Силиконовая смазка для резиновых уплотнителей: свойства, применение, сравнение материалов
Уплотнительные элементы из резины встречаются повсеместно: от бытовой техники и автомобилей до тяжелой промышленности. Их основная задача – обеспечение герметичности. В процессе эксплуатации под воздействием окружающей среды и других факторов происходит усадка, набухание или потеря эластичности, что влечет к разрушению уплотнений и потере герметичности.
Они могут иметь разную консистенцию: наиболее востребованы жидкие, пластичные и аэрозольные материалы на основе силикона. Реже встречаются пасты.
Мы выбрали 7 силиконовых смазок для уплотнителей от известных производителей, сравнили их свойства и составили свой рейтинг.
ТОП-7 силиконовых смазок для резиновых уплотнителей
Силиконовые смазки EFELE
Силиконовые смазки EFELE
Смазка EFELE UNI-S Spray представляет собой 100-процентный силикон высшей степени очистки. В составе материала отсутствуют растворители, поэтому он не вступает в реакцию с пластмассами и эластомерами, не влияет на их цвет и структуру.
Безвредность смазки для людей подтверждает экспертное заключение Роспотребнадзора. Допуск авторитетной организации делает возможным применение продукта в пищевой и фармацевтической промышленности.
EFELE UNI-S Spray имеет отличные водоотталкивающие, защитные, антистатические, смазывающие и разделительные свойства. Прозрачная пленка, образуемая материалом, не вымывается водой и демонстрирует хорошие диэлектрические характеристики.
В отличие от других аэрозольных силиконовых смазок, EFELE UNI-S Spray расходуется экономнее и покрывает бОльшую площадь поверхности.
EFELE SO-780 Spray – силиконовая смазка, эффективно устраняющая скрипы и заедания, восстанавливающая внешний вид и эластичность резиновых уплотнений, предотвращающая их растрескивание и примерзание. Данный материал обладает хорошими водоотталкивающими свойствами, совместим с пластиками и эластомерами, имеет широкий диапазон рабочих температур (-40 °С…+200 °С).
Из-за отсутствия пищевого допуска и содержания дополнительных компонентов (помимо силикона) EFELE SO-780 Spray стоит дешевле, чем EFELE UNI-S Spray.
Смазки EFELE – примеры лучшего соотношения цены, качества и универсальности применения.
Силиконовая смазка и ее применение для автомобиля и в быту
Применение силиконовой смазки пригодится не только для обслуживания автомобиля, но и в быту. Вещество получено из двух основных ингредиентов: силиконового масла и загустителя. Выглядит как густая паста белого цвета. Иногда, рецептуру дополняют и другие составляющие, по желанию производителя. Средство универсальное, его используют на любых плоскостях, придавая поверхностям блеск. Название продукта может несколько изменяться, в зависимости от области использования.
Свойства
Препарат легко наносится, растирается салфеткой, формирует сплошное полимерное покрытие. Гарантировано защищает плоскость от попадания воды, агрессивных веществ, влияния внешних факторов. К другим свойствам относится:
- сцепление материалов крепкое, силиконы славятся высокой адгезией;
- обрабатываемая поверхность не получит повреждения, вещество не вызывает химической реакции;
- убивает бактерии, препятствует размножению;
- является антистатиком, не проводит ток;
- защищает металлические элементы от коррозийных изменений;
- отталкивает, вытесняет влагу, создает защитный слой;
- эластична;
- не окисляется;
- продукт полностью экологичен;
- разрешено использовать вблизи огня, не горючее вещество;
- смягчает трение деталей;
- долго испаряется с обработанных участков;
- устойчива к кислоте;
- не смывается соленой водой, щелочами;
- не имеет выраженного цвета, резкого запаха;
- обладает высокой теплопроводностью;
- безопасна для применения;
- работает при значительных температурных изменениях (-50°С до +200°С, в зависимости от фирмы-производителя).
Применение для авто
Если вы владелец авто, то без силиконовой смазки вам не обойтись! После покупки этой баночки, сможете защитить на все 100% элементы из резины и пластика по всему салону автомобиля. Не только уберечь транспорт от агрессивных вредных влияний извне, но и придать презентабельный вид. Обработке поддаются:
- все виды резиновых уплотнителей: в багажнике, на окнах, люке, дверях;
- панель приборов, руль;
- все пластиковые вставки в дизайн салона;
- дверные петли, замки;
- стартеры;
- различные направляющие;
- автомобильные покрышки;
- диски на колесах;
- коврики из салона;
- элементы из резины: подушки безопасности, патрубки, сайлентблоки;
- полируют в местах сколов краски, участках с царапинами, чтобы предотвратить появление окиси;
- придают блеск пластиковым бамперам, прочим деталям тюнинга;
- для улучшения электросоединений;
- крепления ремней безопасности.
Сфера применения силиконовых смазок в автомобильной промышленности
Применение силиконовой смазки для автомобиля необходимо чтобы придать эстетический и красивый вид салону, сохранить гнущиеся способности резины, пластика. Жидкость нейтрализует скрип пластиковых деталей при трении, уменьшая износ, экономит ваши деньги. Вы успешно восстановите былой внешний вид потертым панелям из пластика, реставрируете поверхности.
Статья в тему: Еще одно полезное и довольно распространенное средство — Вд-40. Как и где его применять, читайте тут.
Применение в промышленности и быту
Будучи универсальными, жидкости и смазки активно используются дома и в промышленных областях. Например:
- для шлифовки приборов оптики;
- в кинематических парах, произведенных из металла, пластика;
- обработки армированных манжетов;
- смазывания пластиковых кранов.
Вещество имеет важную особенность: не разъедает резину, по этой причине успешно применяется для смазывания резиновых участков. Оберегает от воздействия внешних факторов, формирует плотный, прозрачный слой на поверхности. В быту чаще всего используют для замков, дверных петель, редукторов с малой нагрузкой. Если вы ведете активный образ жизни, то сможете покрыть веществом уплотнители на фонаре и часах, пневматике. Иными словами, область применения препарата широка, полностью зависит от желаний потребителя. Допустимо применять в следующих конструкциях:
- в оборудовании для фотостудии;
- геодезии;
- во всех электронных приборах, чтобы исключить попадание жидкостей и мусора в механизм;
- для смягчения резинок в холодильнике;
- тросов управления;
- катушек;
- механизмов, которые постоянно имеют контакт с водой.
Препарат активно используют для резиновых уплотнителей, оконных, дверных петель, бытовых приборов. Изобретательные экспериментаторы раскрыли в пасте другие полезные свойства, на каждый день.
- Если молния на куртке заедает, то ее можно немного сбрызнуть силиконом. Замок будет двигаться достаточно легко, а срок службы застежки продлится.
- Чтобы не испортить сумки и обувь от воздействия влаги, ее натирают средством. Непогода будет вам не страшна!
- Собираетесь в поход? Обработайте палатку препаратом – она гарантированно не будет протекать.
- Ножницы вновь заработают, если немного смазать соединение.
Чтобы применение силиконовой смазки было комфортным, производители выпускают ее в нескольких вариантах упаковки.
Паста – это смесь густой консистенции, которую наносят с помощью губки или салфетки. Ею обрабатывают резиновые уплотнители, провода, приборы на производстве и в быту. Недостаток у продукта один: удобно смазывать только большие плоскости, а вот до труднодоступных мест добраться нелегко.
Гель – препарат меньшей плотности, также наносится салфеткой. Главное преимущество геля – он не загрязняет предмету по-соседству, но им не получится обработать укромные уголки.
Жидкость – растирается салфеткой, обычно применяется для механизмов с замысловатым строением, щелями. Раствор с легкостью затекает в труднодоступные места, но эта особенность не всегда желательна.
Аэрозоль – удобен в использовании, подходит для обработки поверхностей независимо от размера. С легкостью опрыскиваются небольшие детали, труднодоступные места. Получается большой расход средства, в связи с попаданием на детали и материалы, размещенные вблизи обработки; появление жирных пятен. Чтобы уменьшить радиус разбрызгивания, надевайте на флакон длинные насадки, тщательно растирайте поверхность.
Самые популярные виды смазок: силиконовая смазка на основе пасты, гелевая силиконовая смазка и аэрозольная силиконовая смазка
Какую выбрать: для резиновых уплотнителей и какую для электросоединений
Абсолютно все средства, этой линейки, имеют схожие особенности между собой: не пропускают электрический ток, влагу, вредные вещества. Могут различаться по назначению – рассмотрим некоторые из них.
Диэлектрическая жидкость Versachem
Смазки из силикона, имеют обширное применение. Одно из них — электросоединения. Диэлектрическая коннекторная смазка не пропускает ток, имеет высокоэффективный 100% силиконовый диэлектрический состав. С ее помощью легко снимаются колпачки со свечей зажигания и крышки распределителя. Даже, если на эти детали, в течение долгого времени, воздействовали высокие температуры от работающего, горячего двигателя. Вы сможете применять ее на всех электрических соединениях, чтобы предотвратить переход электричества между цепями. Особенности диэлектрика:
- наносится на клеммы, свечи, фары, фонари, модули управления, гнезда, прочие соединения, с прямым поступлением электрического тока;
- создает прочную пленку, оберегает смазываемые элементы от влияния внешней среды;
- не воспламенима;
- не смывается при воздействии воды, агрессивных растворителей (ацетона, спиртов).
Смазка для улучшения электросоединений Versachem 4 г
Спрей для уплотнителей из резины Cobra
Является изолирующей, снижающей трение субстанцией, созданной для резиновых уплотнителей. В составе отсутствуют минеральные масла и жиры, спрей предназначается для обработки трущихся друг об друга плоскостей, исключения влияния внешних факторов. Препарат образует прозрачную, устойчивую, прочную пленку на обработанном участке. Спрей восстанавливает эластичность материала, предупреждает возможное блокирование дверей и крышки багажника по причине замерзания в зимнее время. Сбрызгивают ролики, направляющие, ремни безопасности в салоне.
Это нужный силикон: смазываем нежные места автомобиля
Хорошая вещь — швейцарский нож: отрезать, перепилить, пиво открыть, шуруп завернуть — на все случаи жизни годится. Вообще, хорошо иметь универсальное средство, таблетку от всех болезней, смесь, которая смазывает всё… На прилавке автомагазина водители легко, конечно, опознают «вэдэшку» WD-40 — за ее универсальность. Между тем на соседней полке наверняка стоит другой универсал-многостаночник с множеством достоинств… Речь — о силиконовых смазках.
«Вэдэшка» и силиконовые смазки не взаимозаменяемы. Это разные продукты: оба многофункциональны, но каждый — в своей области.
«Плюсами» силиконовых смазок специалисты называют вот что:
- отличная устойчивость как на морозе, так и при нагреве
- хорошие водоотталкивающие свойства
- устойчивость к окислению
- высокая смазывающая способность
- не провоцирует образование коррозии
- силикон нейтрален к резине.
Но общие слова надо проверять на практике. Пройдемся по автомобилю и прикинем, где именно силиконовые смазки могут принести наибольшую пользу. Для начала попробуем открыть дверь.
Примерзла?
Ну, это нормально: близится зима, а потому уплотнители дверей начнет время от времени «прихватывать» — особенно после дождичка или мойки… Чем обработать? «Вэдэшки» в таких ситуациях могут только навредить: в них содержится минеральное масло, от которого резиновые уплотнители разбухают. В качественных силиконовых смазках минеральное масло отсутствует. Такие смазки создают на поверхности тонкую пленку из молекул силикона, устойчивую к мойкам и перепадам температур, и не наносят вреда резиновым деталям.
Нелишним будет обработать и дворники. Для этого нужно их смазать и хорошенько протереть чистой ветошью. Результатом будет защита от примерзания и плавный ход щеток.
Не замерзнут и замки дверей, капота и багажника, если заранее обработать их силиконом. Удобнее использовать для этого смазку с трубочкой. К слову сказать, заодно избавит от заедания.
Не гнется?
В современных автомобилях в дверях чего только нет: электрозамки, электростеклоподъемники, электрозеркала, высоко- и низкочастотные динамики, а в водительской двери — еще и пульт управления чуть ли не половиной автомобиля. В задней двери кроссоверов, универсалов и хэтчбеков имеются еще и светотехника, обогрев и очиститель стекла. И все эти устройства проводкой соединяются с электросистемой автомобиля, жгуты получаются толстые. Они проходят в двери через резиновые гофры. Провода в тесных гофрированных соединениях спустя несколько лет начинают чувствовать себя неуютно: былой подвижности уже нет… А вот если обработать такую гофру изнутри силиконовой смазкой, то жизнь проводки продлится.
Скрипит?
Скрипы торпедо не влияют на безопасность, однако способны вывести из себя кого угодно. Силиконовые смазки легко подавляют эти шумовые воздействия, равно как и скрип дверных петель.
Дергаются?
Когда стекла в дверях начинают нервно дергаться, обычно достаточно смазать направляющие силиконовой смазкой. Плавность хода вернется буквально на глазах. При случае можно обработать и сам механизм стеклоподъемника — станет только лучше.
Если приходится часто двигать туда-сюда сиденья, трансформируя салон, стоит обработать силиконовой смазкой салазки сидений — пусть скользят, а не дергаются.
А что еще?
Для помощи дворникам можно смазать многое: тяги, шарниры поводков и т.п.
Под капотом имеет смысл обработать тросовые приводы — газ, сцепление и тросик привода замка капота. Не помешает освежить петли капота.
Если убедите себя залезть под автомобиль, то можно смело обработать все резиновые чехлы, какие только увидите. Кроме того, силиконы помогут при запрессовке втулок рессор или амортизаторов — если, конечно, вы намерены этим заниматься.
Выдвижные антенны сегодня — довольно редкое явление; впрочем, иногда их устанавливают при тюнинге. В общем, если у вас такая антенна есть — смажьте ее колена: станет лучше!
А вот этого делать не нужно
Кое для чего силиконовые смазки все же не годятся. Например, не стоит пытаться использовать их для обработки заржавевших соединений: не предназначены они для отвинчивания заржавевшей резьбы. Для этого лучше взять «вэдэшку».