Витраж на окно своим руками
Как сделать витраж своими руками
Витражи на окнах способны придать особую неповторимую атмосферу любому интерьеру и наполнить его красками по вашему вкусу. Сегодня в подробностях (насколько они известны мне) я опишу процесс сборки витража в технике Тиффани, предназначенного для установки в стеклопакет пластикового или деревянного окна средним стеклом. Поскольку моё рабочее пространство не позволяет делать витражи больших размеров, сегодня я буду делать витраж на окно для бани.
Расчёт размеров
Для начала необходимо замерить проём створки окна (посадочное место стеклопакета). Вычитаем от длины и высоты по 10 мм. и получаем размер необходимого стеклопакета. Поскольку стеклопакет с витражом будет двухкамерный, заранее готовим два оконных стекла толщиной 4 мм. под размер стеклопакета. Сам витраж будет на 5 мм. меньше планируемого стеклопакета по ширине и высоте.
Эскиз витража
Изготавливая витражи своими руками, эскизы считаются одним из самых ответственных этапов. Ведь неправильно изготовленный эскиз, он же шаблон для витража, может свести на нет всю вашу работу. Не забывайте соизмерять диаметр алмазной головки вашей шлифовальной машинки, с радиусом внутренних углублений фрагментов будущего витража.
шаблон для витража
Мне больше нравится рисовать витражи на компьютере, поэтому эскиз будущего витража я сделал в векторной графике.
эскиз для витража
А плоттерную резку заказал в рекламной студии. Там же распечатал шаблон и цветную картинку будущего витража.
шаблон для витража
Шаблон для витража закрепил в рамку и защитил прозрачным скотчем от попадания воды.
защита шаблона скотчем
Это нужно сделать обязательно, так как при обточке цветного стекла используется вода. При попадании её на бумажный шаблон, не защищённый скотчем, он просто покоробится. В качестве рамки использован алюминиевый профиль, но с таким же успехом подойдут и деревянные рейки.
Сборка витража
Фон витража состоит из полупрозрачных стёкол, поэтому просто прикладываем стекло к эскизу и обводим по линии маркером Edding-140 S или другим перманентным с тонким стержнем.
переносим рисунок на стекло
Для резки стекла желательно использовать масляный стеклорез,
а фигурный рез делать от себя. Так лучше видно линию, по которой идёт рез.
Для разлома стекла, витражисты используют специальные щипцы,
щипцы для разлома
но иногда удобнее пользоваться старым дедовским способом ─ постукиванием стеклорезом снизу. Для откусывания мелких фрагментов применяются специальные дисковые кусачки.
Если при работе с большими фрагментами, без них ещё можно обойтись, то при работе с мелкими витражными поделками (например, крылья стрекозы) они просто незаменимы. Каждый фрагмент обтачиваем на шлифовальной машинке Кристалл 2000S.
Подача воды из специальной кюветы на алмазную головку происходит за счёт центробежной силы.
Обворачиваем обточенный фрагмент медной фольгой с акриловым клейким слоем.
Поскольку фрагменты фона полупрозрачные, а покрытие швов планируется чёрной патиной, фольгу лучше использовать с чёрным внутренним слоем.
Всё зависит от финансовых возможностей, так как стоит такая фольга на порядок дороже. Прикатываем фольгу деревянной палочкой.
Я использую палочку для суши (хаси).
Так как цветок и бабочка состоят из непрозрачного «глухого» стекла, просто приложить стекло к эскизу и обвести по линии маркером без подсветки снизу не получится. Здесь удобно использовать пленку Оракал, нарезанную на плоттере. Для этого отделяем фрагменты от подложки, наклеиваем на стеклянные кусочки необходимого цвета
готовим мелкие фрагменты
и вырезаем стеклорезом.
Стеклянные фрагменты цветка и бабочки имеют очень небольшие размеры, поэтому для их подгонки просто необходимы дисковые кусачки. (о них упоминалось ранее). Если большие фрагменты стекол удобно точить, положив на столешницу шлифовальной машинки, то мелкие удобнее обрабатывать на весу.
Будьте готовы к тому, что при изготовлении мелких фрагментов остаётся большее количество отходов, чем при работе с большими деталями витража. Не торопитесь их выбрасывать. Они могут пригодится при изготовлении мозаики
Пайка витража
Обточенные и обвёрнутые фрагменты укладываем на шаблон витража и обрабатываем швы флюсом (кислотой).
Сначала делаем пайку фона точками.
Пайка точками позволяет сделать корректировки в случае необходимости. Затем пропаиваем цветок и фон вокруг него полностью.
В такой же последовательности собирается весь витраж.
Поскольку витраж готовится для установки в стеклопакет, швы на расстоянии 15 ─ 20 мм. от края должны быть плоские.
Для этого можно взять оплётку от экранированного провода, смочить флюсом и разогретым жалом паяльника прижать к паяному шву.
«Экран» вбирает в себя излишки припоя.
Покрытие патиной
После пайки витража с обеих сторон, тщательно протираем витраж от остатков флюса
и обрабатываем швы чёрной патиной.
витраж в технике Тиффани
Патина придаёт швам благородный вид. Витраж в технике Тиффани готов. Если не будет никакого форс-мажора, в следующий раз я расскажу, как установить этот витраж в стеклопакет средним стеклом.
Если статья была полезна, не сочтите за труд, поделитесь в соц.сети:
Рекомендуемые статьи:
Витраж на окно своим руками : 4 комментария
Добрый день.
Очень понравились Ваши работы! Очень аккуратно, продуманно до мелочей. Заинтересовала прорисовка Вами эскизов. Скажите, в какой программе Вы их рисуете? И загоняете в программу скан рисунка рукой или с нуля в программе?
Добрый вечер, спасибо за тёплый отзыв! Сейчас занимаюсь витражами редко, а так — в CorelDRAW. Рисунки или фото беру из интернета, открываю в программе и просто обрисовываю векторами.
Спасибо большое за полезные советы , это было очень интересно узнать о технике витража.
Пленочный витраж своими руками на окно: мастер-класс с фото
В этой статье мы рассмотрим пленочный витраж своими руками, каковы его особенности, преимущества и недостатки. Витражное ремесло развивается с давних времен и как только не усовершенствуют технику узорчатых цветных стекол. Существует уже очень много технологий и каждая из них имеет свое применение.
Во-первых, в строительной индустрии продолжает использоваться способ склеивания кусков различных цветных стекол с помощью спайки металлом. Эта технология неизменна в дизайнерском декорировании помещений. Но не всегда так было.
Витражи очень долгое время не пользовались в декоре жилищных помещений и применялись лишь в соборах и храмах, поэтому художники не сразу подняли руку на «святое». И только ближе к концу 19 века ремесла с творческим уклоном начали развиваться высокими оборотами, так как химическая промышленность дала новые краски, материалы и технологии. Многие ремесленники, в частности художник и позже знаменитый стекольный дизайнер Луи Комфор Тиффани, проявляли огромный интерес в экспериментах в создании художественных картин различными материалами на всевозможных немыслимых ранее поверхностях. Он создал метод витража, которым пользуются и сегодня, названным в его честь — витраж Тиффани.
Существуют специализированные мастерские, в которых делают изготовление витражей на заказ, хотя техника создания витража из кусков стекла доступна и на дому за наличием нужных материалов.
Работа требует профессионального инструментария – паяльная лампа, шлифовальное оборудование и алмазный стеклорез. Также в качестве расходного материала нужно запастись цветными стеклами, медной лентой, оловянной проволокой и кислотой для пайки.
По эскизу рисунка на стекло наносят разметки рисунка с помощью маркера и разрезают на куски, кусочки потом шлифуют и обволакивают все детали медью, затем собирают как мозаику на ровной поверхности и припаивают. Эта работа очень сложна для новичков, красивая работа может получиться не сразу.
Появились также специальные краски для заливного витража, которые имитируют цветную мозаику на стекле. Преимуществом является легкость в начинании. Достаточно снять стекло и начать рисовать. Краской можно создавать художественную роспись не хуже, чем на бумаге – играть цветами красок, смешивать несколько цветов, рисовать точками и тоненькими завитками. Но такие краски используют в мелких работах, так распределять их достаточно тяжело, они быстро сохнут и оставляют разводы. Поэтому для обширных деталей рисунка используются очень аккуратный вид витражного искусства с цветной самоклеющейся пленкой.
Такой вид витража требует покупки специальной полупрозрачной пленки для витража и алюминиевые или свинцовые полоски.
Простой урок
Пленочный витраж — также занятие не из легких и стоит недешево. Но относительно того, что это креативное искусство применяется в декоре, а также по сроку служения будет радовать ваш взор достаточно долго, стоит хоть один раз сделать себе красоту, например, на окно. Мастер-класс поможет быстро и просто сделать такую красоту.
Для работы нам понадобится стекло, канцелярский прочный нож, чтобы он смог порезать свинцовую проволоку и пленку, валик желательно резиновый, ножницы, свинцовая лента, эскиз рисунка, набор цветной пленки.
Сначала приготовим рисунок, его можно нарисовать самому, помните, что вам еще вырезать детали по нему, поэтому в мелких деталях лучше не увлекаться. Проще всего распечатать готовые традиционные витражные шаблоны. В конце статьи будут предоставлены некоторые примеры.
Теперь берем стекло, очищаем его от загрязнений микрофиброй и средство для мытья стекол с обеих сторон. Если под пленкой останется ворс или пятна, они могут испортить весь вид.
Наклеиваем по контуру рисунка свинцовую ленту, затем переворачиваем. Вырезаем из цветной ленты, с помощью нашего трафарета, кусочки пленки и наклеиваем с обратной стороны. Поверх нее снова обклеиваем лентой, получается своеобразный двусторонний витраж, как показано на фото.
Идеи для творчества
Разрезать пленку на детали мозаики можно несколькими способами. Если она прозрачная, подложить под нее рисунок и обвести карандашом или тонкой ручкой. Также для витража можно использовать некоторые добавки непрозрачной пленки, тогда эти детали вырезаются из рисунка как через трафареты, или переводятся через копировальную бумагу. Пленочным витражом также удобно заниматься с подсветкой снизу. В домашних условиях, стекло нужно поместить на рамку подставку на возвышенности, а под низ подставить лампу.
Витраж геометрическими фигуры всегда актуален и его проще сделать. Он впишется во многие виды интерьера. Добавит красок в однотонные светлые квартиры. Им можно украсить ровные плоские стекла плафонов, сделать картину с подсветкой, задекорировать мебельный фасад, который до этого был прозрачным и таким образом скрыть содержимое шкафов.
Видео по теме статьи
Заливные витражи
Такое понятие как витражи появилось еще в эпоху раннего христианства. Но процесс создания картины из цветного паззла был трудоемким, ведь требовалось создание цветного стекла, а также его укладка в определенный узор на плоскости с перетянутыми металлическими контурами. В конечном итоге появились альтернативы, которые не уступали оригиналу. Одной из таких альтернатив стал «заливной витраж».
Содержание [Скрыть]
- Что такое заливной витраж?
- Технологии создания заливного витража
- Преимущества заливного витража
- Недостатки заливного витража
- Заливные витражи в интерьере
- Оформление зеркал заливными витражами
- Заливные витражи и оконные проемы
- Заливные витражи как художественные перегородки
- Заливные витражи на дверях
- Потолочные заливные витражи
- Заливные витражи и ниши
- Создание витражных панно
- Заливные витражи и кухонные фасады
- Заливные витражи и шкафы-купе
Рис.1. пример заливного витража на стекле
Что такое заливной витраж?
Заливной витраж – это метод декорирования стекла, пластика, зеркал или металла. Подойдет любая гладкая поверхность. При этом стекло или прозрачный пластик не утрачивают своих пропускающих способностей, однако солнечный свет, проникая в помещение, окрашивается в тон цветной заливке.
Рис. 2. пример заливного витража в интерьере квартиры
Заливной витраж – это способ создания красочного рисунка на стекле. На сегодняшний день эту методику чаще всего сравнивают с витражами Тиффани, чем с оригинальными изделиями. Определенные схожести есть с рисунком по стеклу, но методика изготовления делает изображение более долговечным.
Технологии создания заливного витража
Рис. 3. процесс создание заливного витража вручную
Можно выделить несколько способов создания заливного витража, однако по большей части эти методики схожи. Разница лишь в том, наносится контур вручную или с помощью специального оборудования, которое управляется компьютером. Второй способ нанесения полимера более быстрый и надежный, но ручной продолжает пользоваться спросом.
В первую очередь создается шаблон узора. Он рисуется в полную величину, но не раскрашивается. Достаточно лишь подписать, какие цвета будут заливаться в определенных зонах. Полномаштабный шаблон нужно будет в точности перенести на стекло.
Для создания витража потребуется подготовить поверхность. Ее необходимо тщательно вымыть обезжиривающим составом. Особенно важна эта процедура при ручном нанесении полимера. После того, как поверхность будет вычищена от пыли и жира, на нее аккуратно наносится контур.
Роль контура выполняет полимер черного, золотого, серебряного или прозрачного цвета. Он призван не столько очертить границы рисунка, сколько создать рельефный контур. Это делается по нескольким причинам:
- Для того, чтобы краска не растекалась за границы;
- Для того, чтобы имитировать металлические прутья, которые держали стекло в классическом витраже.
Контур должен полностью высохнуть, прежде чем художник приступит к следующему этапу. На поверхность с помощью кисточки или аэрогрофа краска наносится на стекло. Изначально для заливной картинки брались минеральные краски, но сегодня их заменяют акриловыми. Существует особая «английская» техника, в которой применяется не акрил, а разноцветные лаки, которые делают более блестящее изображение.
Раскрашенное изделие закаляется в печи, чтобы обеспечить долговечность рисунка. После обжига поверхность покрывается лаком, чтобы получить еще один слой защиты от выгорания.
В домашних условиях также можно создать заливной витраж. Но при этом исключается этап с обжигом. Все необходимые материалы можно купить в обычном художественном магазине. Обратите внимание, что навыков художника не требуется, так как эскиз легко перенести на стекло, если положить рисунок под прозрачную поверхность. Высыхает такая картина через 1-2 дня.
Преимущества заливного витража
Рис. 4. заливной витраж на рельефном стекле
Заливной витраж – это отличный способ украсить интерьер. Однако его визуальная привлекательность и оригинальность не единственные достоинства. Стоит еще отметить:
- Простота изготовления. Создать цветную картину можно даже в домашних условиях. При этом не требуется никаких специализированных материалов, все доступно в продаже.
- Возможность брать под базу практически любую поверхность. Подойдет не только гладкий отзеркаливающий металл, но и матовое стекло, а также рельефное зеркало.
- Долговечность. Профессионально изготовленный витраж, который прошел закалку в печи и покрыт лаковым составом, прослужит долгие годы. Цвета не тускнеют, контурные линии не деформируются под воздействием температур.
- Простота ухода. Витраж легко мыть, это может быть не только мыльный раствор, но и агрессивные чистящие вещества. Они никак не повлияют на изображение. Оно останется таким же ярким и привлекательным.
- Относительно невысокая стоимость. Благодаря простой технологии, стоимость готового изделия невысока. Это делает товар доступным для всех категорий граждан.
- Легкость изделия. В отличие от оригинальных витражей заливные намного легче, так как не утяжеляются металлическими перетяжками.
Витражное стекло обычно используется в публичных местах, но станет отличным украшением и в обычной квартире. Особенно, если удачно его вписать в общий интерьер.
Недостатки заливного витража
Рис. 5. заливной витраж в соборе Парижской богоматери
Недостатков у заливного витража немного:
- Мозаику можно поцарапать. Механические повреждения при неаккуратном обращении приводят к тому, что узор портится. Исправить это невозможно. Так как даже закрашенная тон в тон царапина будет выделяться на общем фоне.
- Не рекомендуется использовать абразивные чистящие средства, к примеру, порошок или жесткие ершики. Их использование может повредить не только изображение, но и саму поверхность, на которую он нанесен.
- Плохая переносимость перепада температур. К плавно опускающимся и поднимающимся температурам узор относится нейтрально, но вот резкое воздействие поочередно горячим и холодным воздухом может повредить стеклянную поверхность и узор.
- Непереносимость высокой влажности. Хотя витраж легко переносит обмывание водой, но постоянная влажность может привести к деформации картинки.
Заливные витражи в интерьере
Рис. 6. окно с заливным витражом
Использование цветной мозаики в интерьере – это оригинальное решение для декора. Изначально она использовалась только в храмах, но позже была широко распространена для украшения окон в домах богатых или зажиточных граждан. Сегодня эта технология более доступна. Главный критерий – умелое использование техники, чтобы узор вписался в общий интерьер и стал украшением дома, а не чересчур яркой деталью.
Оформление зеркал заливными витражами
Рис. 7. украшение зеркала заливным витражом
Не существует определенных правил оформления витражами зеркал. Но стоит помнить, что если изображение будет по центру или займет всю площадь, то зеркало не сможет выполнять свои функции. Оно станет лишь красивой деталью интерьера на подобии картины.
Намного более удачным будет нанесение узора по бокам с более кучным изображение по углам. Это сохранит центральную часть как отражающий элемент. А узор станет красивым орнаментом. Наиболее удачное расположение предполагает задействование верхней и боковых сторон или только боковых.
Заливные витражи и оконные проемы
Рис. 8. витражное оформление окон
Окна с заливным панно пропускают солнечный свет, но окрашивают его, поэтому в помещении можно различить цветные блики. Кроме того, краски – это вид тонировки, поэтому освещаемость комнаты будет не такой, как при полностью прозрачном стеклопакете. Однако свет не приглушается полностью, а цветные блики создают хорошее настроение.
Часто раскрашенное панно устанавливают на стеклопакеты, которые выходят в неприглядные места, чтобы шумная улица или свалка не бросались в глаза. Рассмотреть эти пейзажи можно будет только при пристальном вглядывании за окно. Точно также работает витраж и с другой стороны – в окно заглянуть будет невозможно.
Заливные витражи как художественные перегородки
Рис. 9. декоративная перегородка как часть стены
Художественные перегородки редко используются для домашнего интерьера. Однако это отличный способ разделить большое помещение и придать ему оригинальности. Обратите внимание! Рисунок на перегородки наносится с обеих сторон. Контуры и цвета заливки должны полностью повторяться.
Такие перегородки не станут препятствовать свету или звуку, но их можно использовать для отделения части комнаты. К примеру, под зону для переодевания. Такие перегородки можно использовать в кафе и ресторанах для отделения «кабинетов» или зон для отдыха.
Заливные витражи на дверях
Рис. 10. пример витража на дверях
Заливной витраж используется только для межкомнатных дверей. Его можно использовать в ансамбле с балконным окном. Рисунок на стекле можно сделать только с одной или с двух сторон. Однако второй вариант предпочтительней. Оформление окон в таком же стиле не является правилом, точно также как и нанесение одинаковой картинки на все двери одной квартиры. Достаточно использовать лишь сходную тематику. К примеру, известные картины, абстракция, пейзажи и так далее.
Потолочные заливные витражи
Рис. 11. заливной витраж на потолке
Потолочные витражные конструкции – самая необычная деталь интерьера, так как здесь подбирается не только узор, но способ его применения. Самым простым вариантом станет «раскрашивание» зеркального потолка полностью или в области прямо над люстрой. Благодаря этому помещение не только получить современный вид, но и будет более светлым.
Кроме плоской картинки можно оформить что-то более рельефное. К примеру, полусферическая свисающая к центру люстры балюстрада. Чаще всего заливной витраж используется в центре, но это не обязательное условие.
Заливные витражи и ниши
Рис. 12. оформление ниши заливным витражами
Витраж в нише используется как имитация окна. Дополнительно в эту выемку проводится подсветка, которая дополняет идею. Подобная конструкция может зрительно увеличить помещение, а также добавить уюта. Сами по себе ниши в интерьере используются не часто, поэтому необходимо грамотно обыграть выемку в стене с расположением мебели.
Создание витражных панно
Рис. 13. подсвеченное витражное панно
Витражное панно – это замена картин. Можно купить уже готовое изделие, которое будет создано в английской манере с использованием цветных лаков. Такое изображение будет радовать ярким переливом красок. Но самостоятельно создание такого шедевра станет отличным времяпрепровождением, а также оригинальным подарком.
Заливные витражи и кухонные фасады
Рис. 14. заливной витраж кухонного гарнитура
Для кухонных витражей подойдут только профессионально раскрашенные поверхности, которые были дополнительно закалены в печах. Так как это защитит краску от чрезмерного влияния воды, что характерно для кухни. Такой декор кухонного гарнитура сделает его уникальным. Можно подобрать тематические картинки, которые будут имитировать прием пищи или известные натюрморты, чтобы сделать комнату веселым местом для посиделок и приготовления пищи.
Заливные витражи и шкафы-купе
Рис. 15. заливной витраж на матовом стекле шкафа-купе
Створки шкафа-купе – еще одно хорошее место для использования способа заливного витража. Наносить краску можно на одну или сразу все дверцы. В случае с матовой поверхностью можно полностью залить пространство. В случае с гладкой поверхностью можно применить ту же методику, что и для обычного зеркала.